Морена (Марена) — древний славянский образ, олицетворяющий смерть и вечную жизнь, сезонные изменения в природе. Марена имеет различные проявления, в зависимости от времени года: зимой она словно злая колдунья, несущая смерть всему живому. Тогда ее видят хладнокровной и равнодушной, с серпом в руке. С приходом весны Марена перевоплощается в юную красавицу, олицетворяющую вечную жизнь, солнце и радость.
Зная ее перевоплощение, наши предки проводили обряды на защиту своего рода от злой Морены (чтоб мор не напустила), а также знали, когда просить её оградить от бед, болезней, сохранить урожай, приумножить достаток.

Откуда родом Морена и где её владения

Каждое славянское божество имеет несколько легенд своего появления на свет. Так и с появлением Марены. Родителями её являются верховные божества Сварог и Лада. Появлением своим Мара (ещё одно из её имён) обязана отцу, когда он ударил молотом о камень Алатырь, от чего появилась на свет его дети, в том числе и наша героиня.

А за способности и волшебные качества Морена обязана матери своей. Из-под камня того образовались два ручья, в них то Лада и искупала свою дочь. В одном ручье была живая вода, в другом мертвая. Так Морена стала настоящей владычицей жизни и смерти.

Наделенная необычными способностями, проявление в двух ипостасях позволило Морене жить на границе двух миров. Согласно писаниям, владения Морены находились на берегу реки Смородины, разделявшей Явь- мир живый и Навь- мир мертвых.

К Царству Марены был проложен Калинов мост, охраняемый трехглавым змеем, обмануть которого никому не удавалось. Поэтому, попасть к владычице было практически невозможно. Ещё легенды сказывают, что Морена владела чудо-предметами: шапка -невидимка, вода живая и мертвая, молодильные яблоки, шапкой невидимкой… и т.д.. И чтоб заполучить их, нужно было отдать злой Морене душу свою.

Как защититься от злой Морены

Поскольку Марена обладала двумя ликами, необходимо было знать, когда и о чём просить, какой ритуал проводить.
Morena моренаОдин из образов представлялся с серпом, и значило это сбор урожая, за которым следовало увядание природы. Крестьянам, не чуждым к воображению, казалось, что Марена может подкосить и их жизни с той же легкостью, как она подкашивает хлебные колосья.

Чтобы уберечь свой род от преждевременных потерь в семье, проводили обряд. Нужно было взять ленточки ткани или нити, нарезать на количество людей в семье. Длина ленты зависела от возраста человека — чем старше, тем длиннее нитка.

Ленточки подвязывали над крыльцом, старший в доме брал серп и тупой стороной водил по нитям, произнося заговор, в котором напоминали Марене, что ее жатва в поле, а не в крестьянской избе. Просили, чтоб с серпом в дом не совалась, а шла бы за свой Калинов мост – пусть там морочит и ищет чью-то смерть.
Подносили ей дар в виде хлеба, просили забирать и убираться в свои владения. Клали хлеб на крыльцо и уходили в избу. До утра уже никто из дому не выходил. Утром нужно было сжечь нити, а хлеб скормить животным.

Морена бывает и доброй

С приходом весны крестьянин знал, что владычица смерти Морена перевоплощается во владычицу жизни. Мало кто знает, что праздник Масленица, проводы зимы, это праздник в честь Марены. А сжигаемое чучело- это прообраз злой колдуньи Марены, олицетворяющую её зимнюю и хладнокровную.

Если кто не знал, так знайте — в Масленицу зиму не прогоняют, а провожают по-доброму, чтоб пришла она потом со снегами. Сколько снегов будет в поле, столько воды весной. Крестьянину важно было и это. Поэтому просили её, зимнюю, уступить ей же, летней, прийти с дождями и теплом.

К летней красавице Морене обращались за помощью и, говорят, что ее помощь -могучая и сильная. Могла помочь Морена в суде дело отстоять, здоровье вернуть, в бою победить.

В некоторых случаях помогала она влиять на людей. Подчинить себе человека можно было только во благо. В тех случаях, когда человек заблуждается, не понимает, чего творит, и никакие уговоры на него не действуют, тогда просили помочь Марену. В других случаях властвовать над кем-то она не помогает. Для этого клали картинку с её изображением ближе к сердцу, и незаметно прикладывали к нему руку при переговорах, общении.

В мироздании нет понятия смерти таковой, как это понимает человек. В природе смерть и возрождение – это лишь смена циклов, поэтому Марену (Мару) нельзя воспринимать, как злобное божество. Благодаря ей природа может отдохнуть зимой так же, как человек отдыхает ночью.
TEXT.RU - 100.00%