Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни подвергался критике со стороны родных, коллег, или же сам использовал её в своих целях. Насколько сильно обижает критика человека зависит от степени личного восприятия самого себя в коллективе, в семье, да и вообще по жизни.
Особенно больно и глубоко критические замечания ранят неуверенных в себе людей. Они и без того чувствуют себя всегда в чем-то виноватыми.

Очень бурной реакция может быть у перфекционистов (те, кто всегда стремятся все делать идеально) и пренебрежительной у людей, чрезмерно уверенных в себе. Им и в голову не придёт, что у них могут быть какие-то недочеты, достойные критики.

Как с помощью критики можно выявить, кто перед тобой

Благодаря критике мы можем определить, с кем имеем дело, и какую модель поведения выстраивать в дальнейшем. Для этого достаточно покритиковать своего подчинённого или знакомого, и посмотреть на его реакцию.

Люди, не уверенные в себе, могут сильно расстроиться, начать оправдываться, с трудом подбирая слова, а барышня может и вовсе пустить слезу.
Перфекционисты и самоуверенные личности не станут оправдываться, они могут ответить той же монетой.

Вывод: критика помогает выявлять личностные проблемы. Но, не только у тех, кто подвергся «испытанию», но и у тех, кто слишком часто использует этот способ добиваться определенных целей. Как правило, это люди –манипуляторы или завистники.

Критика – это тайное оружие

Чего можно добиться, критикуя человека? Если она справедлива и имеет под собой основания, то нужно прислушаться. Чаще всего с помощью критики добиваются исполнения служебных обязанностей от подчиненных, или обычных обязанностей от домочадцев.

К примеру, приучают детей быть аккуратнее за столом: «Что ты кушаешь как поросенок?». Или критикуют школьника за почерк: «Пишешь, как кура лапой».

Вообще, бытовая критика — самая распространенная. В доме всегда найдётся кто-то самый умный, который знает лучше всех – как и что делать, как поступать. И обязательно найдётся тот, кто всё делает не так, всех подводит и т.п. Со временем «критикуемый объект» может взрастить в себе самые страшные комплексы, в итоге так и не оправдает чьих-то надежд.

История знает не мало примеров, когда с помощью критических замечаний, публикаций сводили людей к болезни или самоубийству.

Поэтому, критика в руках многих — это лишь способ унизить своего оппонента.

Что касается начальства, то с помощью критики они часто пытаются «перевести стрелки» на подчинённого за личные неудачи, и сделать его виноватым в невыполнении плана, поставок, сдачи объекта и т.д.

Критические замечания, которые реально приносят пользу, всегда конструктивны, выражены в мягкой форме, а критикующая сторона должна быть готова помочь исправить ситуацию (раз критикует, значит знает, как должно быть лучше).

Что делать, когда тебя критикуют?

критикаКак реагировать на критику? Как научиться держать марку и грамотно отвечать?

Нередко, лица, прибегающие к подобным разносам всех подряд, элементарные невежи, злоупотребляющие своим служебным положением или не способные к другому общению. Учитывая этот факт, нужно сначала трезво оценить поток замечаний, а уж потом определить свою причастность ко всему сказанному.

Для этого необходимо научиться самообладанию. Самый худший вариант поведения — это начинать оправдываться и всячески себя защищать, призывать к совести и т.п.

1.Упражнение для развития стойкости

Необходимо найти 20 минут в день, чтобы научиться концентрировать внимание на самом главном, спокойно оценивать любые негативные проявления и мелочи, недостойные эмоциональных потерь.
Для этого нужно просто сидеть, расслабившись, и наблюдать за происходящим вокруг. Прислушивайтесь к своим мыслям, следите за эмоциональным состоянием, физическим и душевным, не прибегая к анализу. 20 минут пассивного проживания в мире, отождествления себя целиком с окружающей обстановкой.

Полезная статья, в которой найдете много советов для тренировки чувств «Где живут идеи»

2.Второй навык, который спасёт от негативной критики, и не только, — это способность абстрагироваться.

Смысл его заключается в том, чтобы быстро менять направление критического удара и точки его принятия.

Упражнение: необходимо вспомнить свою наиболее яркую реакцию на критику и те ощущения, которые вы испытали в тот момент. На каком уровне была эта боль: на физическом (где?), на эмоциональном (как проявилась?).
Определив наиболее «больное место», направьте туда поток воздуха. После того, как напряжение ослабнет, представьте эпизод из кино, вызывающий неприятные ощущения. Постарайтесь увидеть мимику и жесты героев этого эпизода. Тренируйтесь до тех пор, пока критические обвинения, слова перестанут волновать вашу психику и причинять боль.

3. Третья способность в борьбе с критикой — это способность распознавать ее истинную задачу.

На работе, как правило, критику наводят старшие по должности. Подобным способом они чаще всего пытаются снять с себя часть ответственности за определенный фронт работ. Или же они боятся потерять свое тёплое место и, чтобы не вырастить себе конкурента, они наводят критику на подчинённых, принижая их способности.

В данной ситуации нет смысла отвечать тем же, оправдываться. Это сработает против вас. Нужно отвечать четко, уверенно и лаконично (если вы действительно не имеете отношения к обвинениям). Ответ может быть такой: «Все идет в рабочем режиме, без нарушения сроков».

В некоторых случаях необходимо согласиться с шефом: «Признаю, время поджимает». «Вы правы… но я успею все сделать. Вы готовы сейчас посмотреть на каком этапе находится наш….проект?».

И вот тут понаблюдайте, как поведет себя начальник. Скорее всего он не станет проверять, как движутсякритика порученные вам дела. Он сошлется на срочную встречу и уйдет от ответа. 1:0 в вашу пользу... Работайте дальше спокойно.

** Вариант, когда вы выполняли определенную работу для клиента и он остался не доволен результатом. Клиенты в таких случаях могут не подбирать слова, и иногда критика может перерасти в оскорбление. Здесь, конечно, нужно смотреть по ситуации, но в любом случае, не стоит опускаться в ответ до того же уровня.

Необходимо дать клиенту возможность выпустить пар. А потом, когда ему надоест разговаривать с самим собой, спросите, что именно не нравится, детально и подробно. Поинтересуйтесь, можно ли исправить недочеты.
Если все претензии обоснованы согласно договора, и клиент не согласится на исправление ошибок, предложите вернуть деньги и извинитесь. Лучше сохранить репутацию культурного человека, чем клиента. Ему верните деньги, а себе оставьте веру в себя.

Для развития стойкости и спокойствия предлагаем несколько действенных медитаций. Загляните на ЭТУ страничку

Критика на бытовом уровне

Чаще всего ее наводят для того, чтобы привлечь к себе внимание. Сердобольные мамочки критикуют детей и не важно, сколько лет ребеночку. Просто, родители думают, что через критику принудят свое чадо меняться.

В семье главное сохранять мир. Как сделать, чтобы не обращать внимание на критику? Как правильно на нее реагировать?

Именно на бытовом уровне находится миллион вариантов критических замечаний, от банального – не способен даже гвоздь забить… и до бесконечности вариантов.

Самый лучший способ решить проблему – задавать в ответ вопросы- что я должен сделать; покажите мне, как это сделать правильно; объясните, почему так нельзя делать и т.п. Вопросы нужно задавать до тех пор, пока вам не дадут внятных пояснений или инструкций. Иногда «критики» не способны на практике доказать свою правоту.

Еще очень обескураживают глупые вопросы в ответ на критические замечания типа такого «Что лучше- учиться ремонтировать розетки, или учиться зарабатывать деньги, чтобы оплачивать услуги электрика?», «Как я должен себе навредить, чтобы вы были счастливы?». Вопросы-ответы, тысячи вариантов….

Иногда можно спасти себя от чрезмерных нападок по методу «клин-клином», т.е на критические замечания тоже выдать порцию критики.

Помните, поток огульных претензий и замечаний в ваш адрес уменьшится так быстро, как быстро вы научитесь правильно реагировать на критику.

TEXT.RU - 100.00%